Упражнения для детей с ДЦП сразу после рождения и позднее.
На первом этапе жизни всё внимание должно быть нацелено на правильную постановку положения головы. Самый явный признак ДЦП – это недержание головы в 2ух месячном возрасте, лёжа вниз животом. А также согнутые и притиснутые к телу ноги, разжатые руки и запрокинутая голова.
Этап №1.
Упражнения для детей с ДЦП влияющие на развитие установочного рефлекса на голову.
Упражнение 1. Больной ДЦП лежит животом вниз, руки его располагаются параллельно голове, голова слегка поворачивается в две стороны; стимулируется приподнимание головы. Это упражнение является как бы подготовительным к развитию установочного рефлекса на голову, оно основывается на врождённом защитном рефлексе и выполняется недлительно.
Упражнение 2. Больной ДЦП лежит животом вниз, руки его располагаются параллельно голове. Методист поднимает голову малыша за низ подбородка и держит её в такой позиции. А дальше различными зрительными и слуховыми раздражителями стимулирует активное приподнимание головы и удержание её на средней линии. В качестве облегчающего приёма используется валик, подкладываемый под грудь. Как только больной начинает держать голову в положении вниз животом на средней линии, при помощи ярких звучащих игрушек развивают возможность активных поворотов головы в стороны.
Упражнение 3. Больной ДЦП лежит животом вверх, голова ровно. Методист даёт ребёнку указательные пальцы, остальными удерживает его кисти и лёгкими быстрыми движениями подтягивает его за руки, стимулируя приподнимание головы от подушки, удержание её на одном уровне с телом и разгибание ног. Облегчающими приёмами являются поддержка ребёнка за голову, лопатки или среднюю часть предплечий, а также подкладывание небольшого валика под голову.
Упражнения для детей с ДЦП на этом этапе требуют постоянного переворачивания больного на живот, для развития установочного рефлекса на голову и разгибательного тонуса рук. Можно использовать различные приспособления: мячики, валики, каталки.
Этап №2.
Упражнения при ДЦП после года.
Эти занятия следует выполнять, если больной ДЦП удерживает голову, но имеет трудности с выпрямляющими рефлексами туловища. Например, при положении лицом вниз, приподнимая голову, не может приподнять верхнюю часть тела. При подтягивании за руки, не держит голову на уровне с телом. При повороте верха туловища в положении животом вверх, ребёнок заваливается на бок, не переворачивается, действия ног слабо выражены, игрушки берёт мизинцем безымянным и средним пальцами, кисти рук согнуты.
Упражнения при ДЦП влияющие на развитие цепного выпрямительного рефлекса.
Упражнение 1. Ребёнок лежит животом вниз, голова ровно. В этой позиции стимулируют поднятие головы и верха плечевого пояса с опорой на кисти рук при помощи игрушек. Облегчающий фактор – валик, подложенный под грудь.
Упражнение 2. Малыш укладывается животом на мягкий большой мяч, удерживается рукой за область ягодиц, голова его пассивно приподнимается за лоб или подбородок; при перемещении мяча вперёд-назад стимулируется разгибание туловища. Упражнение проводится медленно до 20 раз.
Упражнение 3. Больной ДЦП лежит на столе, при этом голова и плечи опущены вниз, правая рука методиста находится на поясничной области ребёнка, в левой руке яркая звучащая игрушка, которая вначале находится внизу в поле зрения. После взрослый поднимает игрушку, провоцируя подъём головы и верха туловища ребёнка. Облегчающий приём: одна рука методиста на подбородке ребёнка, другая на затылке, так осуществляется помощь в поднятии головы.
Упражнение 4. Ребёнок лежит животом вниз, ноги опущены, голова ровно. Правая рука методиста на спине. Ребёнка стимулируют к подниманию и разгибанию ног. Облегчающее условие: глубокий массаж ягодиц.
Упражнения при ДЦП влияющие на развитие оптической реакции опоры рук.
Упражнение 1. Взрослый держит малыша на руках и очень медленно опускает лицом вниз. Ребёнок должен выставить руки вперёд, чтобы не стукнуться головой об пол.
Упражнение 2. Больной ДЦП лежит животом вниз на мяче; двое взрослых придерживают его за руки и за ноги; ноги присогнуты в коленях, руки вытянуты вперёд. Одновременно с движениями мяча руки ребёнка постепенно опускаются, а таз приподнимается. Желаемая реакция – упор руками в пол.
Упражнение при ДЦП влияющее на развитие поворотов туловища.
Упражнение. Ребёнок лежит животом вверх, руки вдоль тела, ноги в разогнутом состоянии. Взрослый стоит у изголовья малыша; одна его рука лежит на подбородке, другая на затылке. Взрослый помогает ребёнку одновременно нагнуть голову вперёд и направить её в сторону. При этом тело следует за поворотом головы.
Упражнения при ДЦП влияющие на развитие опорности конечностей из горизонтальной позиции.
Упражнение 1. Ребёнок лежит животом вверх, голова ровно. Методист захватывает верхнюю область бедра и плеча малыша и медленно приподнимает её, затем опускает вниз, стимулируя опору на опущенную вниз руку и ногу.
Упражнение 2. Ребёнок лежит животом вниз поперёк валика, голова ровно. Методист быстрым движением наклоняет малыша вперёд, стимулируя опору на руки, назад – стимулируя опору на ноги. Затем ребёнок укладывается вдоль валика, и методист наклоняет его во все стороны, стимулируя опору на руку и ногу.
Стимуляция захвата вещей и развитие зрительно-моторной координации.
Упражнение 3. Ребёнок лежит животом вверх, взрослый сгибает его правую руку, одновременно удерживая голову так, чтобы лицо было направлено в сторону сгибаемой конечности. Затем производят разгибание этой руки, удерживая голову так, чтобы лицо малыша было направлено в противоположную строну. Как только больной ДЦП начинает активно удерживать эти положения, тренируют возможность воспроизведения их самостоятельно.
Этап №3.
Упражнения при ДЦП после первого этапа жизни.
Больной ДЦП хорошо держит голову, при позиции на животе, лежит с разогнутыми конечностями, переворачивается, захватывает предметы.
Занятия с детьми с ДЦП влияющие на развитие переворотов с живота на спину и стимуляция ползания.
Упражнение 1. Ребёнок лежит животом вниз, голова ровно, руки вдоль тела, ноги разогнуты. Одна рука методиста на подбородке ребёнка, другая на затылке. Взрослый одновременно приподнимает и поворачивает голову малыша в сторону. Таким путём стимулируется поворот тела в ту же сторону что и голова.
Упражнение 2. Больной ДЦП лежит животом вниз. Методист находится перед ребёнком , одна рука на затылке, другая на подбородке. Взрослый приподнимает голову ребёнка, направляет её в сторону, стимулируя сгибание ноги в колене и убирание её в сторону поворота головы.
Упражнение 3. Малыш лежит животом вниз. Взрослый находится позади ребёнка и производит своей ладонью упор на подошвы ребёнка, стимулируя сгибательное действие ног в тазобедренном, голеностопном и коленном суставах.
Обучение умению садится детей с церебральным параличом:
Упражнение 1. Исходная позиция: на спине, ноги и руки вытянуты. Взрослый захватывает голову за подбородок одной рукой, за затылок другой, сначала наклоняет голову и тело вперёд, а после направляет голову в сторону. При этом сгибая ногу в тазобедренном суставе и колене. Затем, поворачивая голову и тело в другую сторону, стимулирует самостоятельное присаживание.
Упражнение 2. Развитие реакций равновесия в позиции животом вверх. Позиция ребёнка: на спине, ноги и руки вдоль туловища. Взрослый находится сбоку от ребёнка, легко толкает его в бок и помогает ему вернуться в предыдущее положение.
Упражнение 3. Развитие реакций равновесия, лёжа животом вниз. Положение ребёнка: животом вниз с опорой на предплечья. Взрослый находится сбоку от ребёнка и толкает его в плечо из стороны в сторону. Он должен сохранять исходное положение, для этого взрослый быстро меняет направление толчков.
Упражнение 4. Развитие реакций равновесия в позиции на боку. Исходная позиция на боку. Взрослый находится сбоку от ребёнка и легко толкает его под плечи или под бёдра. Малыш должен вернуться в предыдущее положение.
Упражнение 5. Развитие реакций равновесия в позиции сидя. Исходная позиция: сидя на краю стола. Взрослый находится перед ребёнком и одной рукой страхует его от падения назад, другой рукой толкает справа налево, вперёд-назад мелкими быстрыми толчками. Малыш должен сохранять равновесие.
Также важно постоянно стимулировать детей с церебральным параличом брать разные игрушки, перекидывать их из руки в руку, потряхивать, стучать ими.
Этап № 4.
Занятия с детьми с ДЦП развивающие мышц спины, контроль за конечностями, ползанье на четвереньках, вставание на коленные суставы и обучение ходьбе.
Упражнение 1. Взрослый сидит на кровати, ребёнок на его левом колене; голени малыша зажимаются между ног взрослого так, чтобы колени оставались свободными. Взрослый кладёт правую ладонь на живот маленького, а левую ладонь – на его ягодицы, после побуждает ребёнка дотянуться до вещи, лежащей на стуле справа. Малыш двигается вперёд, нагибается, берёт вещь и возвращается в предыдущее положение. Затем методист кладёт левую ладонь на поясницу так, чтобы большой палец находился вдоль позвоночника, правой ладонью он придерживает бёдра малыша и побуждает его взять вещь, лежащую на стуле слева; малыш двигается назад, берёт вещь и возвращается в предыдущую позицию. При этом сокращаются мышцы передней мускулатуры.
Упражнения 2. Из позиций на спине, животе, на боку ребёнка просят поочерёдно поднимать и опускать ногу или руку, следя за тем, чтобы иные части тела не поднимались. Если малыш не в состоянии сделать это упражнение самостоятельно, следует помочь ему, поднимая каждую конечность отдельно при этом фиксируя другие конечности мешочками с песком.
Упражнение 3. Больной ДЦП стоит на четвереньках; взрослый, находясь сзади него, покачивает его за область плеч или бёдер в стороны и вперёд-назад, добиваясь равновесия.
Упражнение 4. Взрослый сидит лицом к ребёнку, опускает его на колени между своими разведёнными ногами и, поддерживая его за локти, слегка подталкивает в стороны, назад-вперёд. Малыш должен сохранять равновесие и не опускаться на пятки.
Упражнение 5. Развитие переноса веса с пяток на носки; малыш стоит лицом к методисту, который держит его за руки, взрослый отклоняет ребёнка назад лёгкими движениями, провоцируя опору на пятки, также вперёд, провоцируя опору на носки.
Упражнение 6. Развитие равновесия у детей с церебральным параличом в позиции стоя: малыш ставит ноги параллельно, на ширине плеч. Методист сзади легко подталкивает малыша вперёд, назад и в стороны. Больной должен сберечь равновесие, при толчках в бок перенести вес тела на одну ногу, отставив другую в сторону. Можно поддерживать малыша за бёдра или плечи.
Упражнение 7. Обучение ходьбе в брусьях. Вначале ребёнка учат стоять в брусьях, затем при помощи взрослого переставлять руки. После этого взрослый своими стопами, стоя сзади, передвигает вперёд попеременно обе ноги ребёнка.
Упражнение 8. Свободное передвижение около неподвижной опоры, например в большом манеже.
Упражнение 9. Передвижение от неподвижной опоры ко взрослому с постепенным увеличением расстояния со страховкой ребёнка руками.
Важно помнить: что дети с церебральным параличом очень ранимы, поэтому следует создать вокруг них спокойную комфортную обстановку, развивать в них уверенность, упорство, настойчивость, но не упрямство. Занятия с детьми с ДЦП требуют этих же качеств и от вас. Большая роль в развитии детей с ДЦП отведена играм, ребёнок должен чувствовать доброту и заботу. Не стоит экспериментировать на своём ребёнке, все упражнения должны быть одобрены специалистом.